На статью в Ведомости: Новому правительству придется увеличить расходы на образование

https://vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/30/755352-rashodi-obrazovanie

Наблюдая за дискуссией вокруг образования в России, школьного, профессионального, высшего, не могу отделаться от мысли, что живу в царстве абсурда, где огромные деньги и усилия тратятся на бесконечное повторение одних и тех же ошибок и заблуждений. Иначе сложно обьяснить тот факт, что только 27% опрошенных Рострудом в 2017 году россиян сообщили, что их работа полностью соответствует полученной ими специальности.
В Германии и Голландии эта цифра 90%, даже Украина опережает с ее  50% (цифры 2010 года)

3/4 образовательных усилий, казалось бы, пропадают зря, но есть и другая сторона этой цифры. 3/4 профессий НЕ ТРЕБУЮТ профильного образования и по сути людей учат на рабочих местах. С одной стороны мы имеем проблему бессмысленных усилий, с другой огромные возможности. В этом же исследовании мы зацепимся за любопытные цифры: «результаты опроса показали, что 67% респондентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 19% – по совету близких и друзей и только 2,5% — по результатам профориентационных мероприятий». Если использовать максимально примитивисткий подход, то 51% вообще не может верно выбрать профессию, 14% слушают дурацкие советы и строят по ним свою жизнь, и какой-то минимум пытается прислушаться к языку разума, но сколько из них работает по полученной специальности — мы просто не знаем.
(Источник: РИА Новости https://ria.ru/society/20170607/1495988368.html)
Давайте разбираться и попытаемся, опираясь на собственный здравый смысл и свежие знания об устройстве новой человеческой популяции, именуемой поколениями миллениалов или более позднего digital native, что нас ждёт и что делать.
Во-первых, нужно четко понимать, что система образования работает на реализацию двух задач, связанных между собой весьма условно.
Задача номер один — воспроизводство россиян. То есть социально адаптированных к жизни в обществе граждан. Реализацию этой задачи хорошо бы начать с ответа на вопросы, что такое россиянин, по аналогии с ответами на вопросы, что такое финн, американец, японец, например.
Предположим для простоты дела, что россиянин — человек, терпимо относящийся к любым другим национальностям, религиям, гордящийся своей историей и верой, в рамках распространённых в России конфессий, законопослушный, с уважением относящийся к власти, скромный в быту и одежде.
Тогда образовательная среда должна рассказывать о других странах, народах, религиях, основных принципах законнности и законопослушности, поддерживать равенство униформой, противодействовать проявлению неравенства в образовательных учреждениях.
Когда ответ на вопрос, что такое россиянин, не ясен, движение к цели по воспитанию граждан есть простой хаос и бессмыслица.
Задача номер два — выращивание специалистов. Так, как все движение внутри образовательных систем подчинено идее, что из них выходит рано или поздно специалист, профессионал, система должна быть подчинена этой цели. Можно ли сейчас определить, какие специалисты будут нужны через 10 лет? Нет конечно. И движение по инерции подготовки специалистов в формате начала 20 века есть невероятная глупость. Очевидными целями становятся развитие навыков, позволяющих получать квалификацию максимально близко к моменту выхода на работу. И это бесконечная тренировка: получил информацию, применил информацию. Узнал о химическом процессе — реализовал в лаборатории. Узнал о физическом явлении, попробовал. В Европе активно развиваются  научные центры для детей, как «Nemo” в Амстердаме, в политехническом музее Берлина целые зоны посвящены изучению научных и инженерных принципов работы техники. В России маленький «Экспериментариум» на всю страну. Можно дискутировать о вкладе внешкольных форматов на уровень образования, но разнообразие и понятная практическая форма усвоения новых знаний плюс возможность потрогать руками, точно никому не вредит.
В современном вире без формирования устойчивой связи, что любая информация даётся для того, чтобы как-то ее применить, специалистов в новом мире вырастить просто не возможно.
Почему я не обозначаю задачу номер три, которая была актуальной с советских времён — развитие всесторонне развитой личности? В общем то по причине видоизменения среды, в которой каждый из каналов влияния на таковое, стал менее важным, чем раньше. Формула семья, школа, улица, уступила место сложной системе, где огромную роль играют социальные сети, комьюнити, мобильность. И в мире, где любая информация и примеры извлекаются ОК Google за считанные секунды, система образования просто неконкурентна. Ее форма воспроизводства образовательного контента в виде не всегда талантливого перессказа учебников обходится налогоплательщикам очень дорого.
Есть ли альтернативы? Конечно. По сути человек умелый (квалифицированный) это человек информированный, образованный (информация уложена в систему и теоретически связана с практикой) и наученый применять знания в практическом ключе.
Информированность легко достигается размещением учебного контента в любом доступе. Американские YouTube, Ted,  Coursera, российские Национальная образовательная платформа, Лекториум, Арзамас,  без разницы. Massive Online Open Course доступны в любом месте, в любое время и достаточно ссылки на подходящий контент, чтобы ученик самостоятельно изучил тему и пришел, чтобы работать над практическим применением.
Далее наступает роль учителя, ментора, тьютора, которые освобождаются от роли актера в плохом театре, где зрители прикованы к ножке стула. Уложить знания в систему, организовать обсуждения, семинары, коллоквиумы.
За всем этим и паралельно — максимум практики, опытов, экспериментов, пробы себя в реальных профессиях.
Судя по растущему числу детей, которых родители осознанно не отдают в школы, взяв в свои руки вопросы их развития и образования, все больше людей понимают бессмысленность существующей системы, поскольку дело не в том, что учителя плохо делают свою работу, а в том, что имея неверное целеполагание, они хорошо делают не то. «Современная» система по своему происхождению является некой вершиной эволюционного пути, который стартовал из монастырской системы, где цитирование и заучивание являлось основой познания, но богословие тем не менее всегда было наукой интерпретации полученных знаний небольшим числом избранных.
Гимназическая система, которую копирует Российская школа, была построена когда то для воспроизводства чиновников средней руки и в качестве основы для инженерных профессий. И в условиях низкой скорости обновления технологической и социальной инфраструктуры она была лучшим, что могло придумать человечество. И вероятно, остаётся лучшим для воспроизводства специалистов, в тех дисциплинах, которые опираются на последовательность, тщательность и усидчивость. Специалисту по маникюру не нужна высшая математика, но пригодилась бы общая эрудиция. Вопрос в том, стоит ли воспроизводство бьюти специалистов 16 лет и таких расходов налогоплательщиков?
И здесь мы переходим к самой опасной части моего повествования. Российская школа, продолжает эксплуатировать заимствованную в конце шестидесятых систему, которую США создали для поиска и развития самых одаренных детей, из которых они делали элиту научного и технического развития. Это поддерживалось большой программой привлечения талантливых эмигрантов и вообще было прорывом в области образования. В СССР же эту систему применили ко всем детям, без указания авторства, начали забивать головы максимальным объемом информации, в надежде на то, что успехи в какой либо одной дисциплине позволят выявлять тех самых лучших, которых следовало отправлять уже в специализированные классы и школы. Разумная на первый взгляд идея довольно скоро была выхолощена и советские дети превратились в большую мусорную корзину, куда совались все знания человечества без разбора. Успеваемость (попробуй успей запихивать так быстро, как от тебя требуют) поставлена во главу угла. Система и правда работала. Талантливые дети находились, но их таланты лежали не в той области, которая была нужна для конкуренции в новой индустриальной революции. В восьмидесятые СССР выехал с аномально большим количеством граждан,  высидевших за четверть жизни свои дипломы, но без конкурентной квалификации. СССР проиграл соревнование с Западом не на поле экономики. Экономика была уничтожена людьми, не понимающими, как использовать свой 🧠, забитый бессмысленным набором сведений.
Россия имела шанс изменить ситуацию и активные эксперименты девяностых, казалось бы должны были привести к появлению адаптированной к современному миру цивилизации. Но…За последние 20 лет советская система была реанимирована, получила новое дыхание и аномальное развитие. % людей с «дипломами» достиг 56%.
Зачем я все это вспомнил?
Затем, что все люди разные.
И это можно выяснить довольно рано.
И построить разумную систему хотя бы для того меньшинства, которого в современном мире достаточно, чтобы совершать чудеса.
Для этого нужно поддерживать максимальное количество образовательных стартапов, дав им хотя бы 0,1% от общего бюджета российского «образования», так как честно сказать на пару миллиардов рублей, средствами современного дистанционного образования можно достичь точно такого же уровня информированности, как за 11 лет классных занятий, года за полтора. Современные подходы к образовательному контенту позволяют полностью эмулировать урок за 5-6 минут, с интерактивом, проверкой понимания, в веселой и развлекательной форме доносящие сложные вопросы. И они не требуют школьных классов, армии учителей и их «менеджеров».  Вопрос в том, что освободившееся время можно и нужно использовать для ориентации в практическое русло. Ибо информированность и образованность — разные вещи. И то, что современные технологии позволяют впихнуть все быстрее и проще, не означает, что будет лучше.
Нужно инвестировать в профессиональную ориентацию и оценку реальных способностей. И давать специализированные знания только тем, кто сможет их использовать, а не только повторить. А это поддержка проектов в области оценки.
Самый большой переворот должен случится со стороны работодателей. Они должны перестать поддерживать убеждение, что единственный путь получить работу это прийти к ним к дипломом о каком-то образовании и шаблонным сочинениеп на тему своих талантов (я о резюме). Начать развивать настоящие инструменты оценки реальной квалификации и на основании ее уже принимать решение о найме сотрудника. Что это инструменты? Симуляторы, тесты, площадки, где соискатели могут проявить свой опыт и знания дистанционно, в том числе с использованием современных технологий дополненной и виртуальной реальности.
Самая большая сложность во всем этом понять, что все мы белки, которые бегают внутри колеса, которое не соединено ни с чем. Даже с генератором для питания единственной лампочки в клетке. Выбраться из колеса. Выбраться из клетки собственных шаблонов и привычек. Но это нужно делать. Современный мир обойдётся без нас. Но хотим ли мы обойтись без него?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *