Несколько лет назад я инвестировал в цифровую компанию, открывшую для меня мир цифровой трансформации. Этот термин был для меня пустым звуком, как, судя по качеству проводимых на эту тему мероприятий, он является пустым звуком для большинства.
Я стал разбираться в истории проникновения технологий в бизнес, и по сути история выглядит достаточно простой. Первая волна технологизации была связана с технологиями печати, копирования, передачи данных в первозданном виде. Вторая связана с возможностями PC, позволившими физическую бумагу перевести в электронный вид, и развитием корпоративных сетей, как способу обмена информацией внутри одной компании.
Третья использовала возможности интернета и породила идею о всемогуществе ERP систем в управлении всем и везде.
Все волны цифровизации, автоматизации базировались на идее, что существующие процессы очень хороши, и использование технологий просто позволит крутится им быстрее и достигать результата дешевле.
Так человечество талантливо совершило одну из крупнейших ошибок в своем развитии — цементировало глупости и заблуждения и позволило электронной бюрократии распространиться больше, чем любая другая.
Трансформация появилась тогда, когда появились апологеты простой идеи пересмотра существующих процессов и замены их на принципиально другие. PayPal, Uber, Booking.com — трансформационные пионеры. Ускорение и удешевление программной разработки и революция в области создания потребительских продуктов начали шторм трансформационных процессов во всех сферах. Потребление, как сервис, совместное потребление, появление альтернативных каналов и способов доставки продуктов и полуфабрикатов — самые яркие примеры трансформации в потребительской сфере.
Отличить трансформацию от цифровизации достаточно просто. Если в результате ваши процессы остались такими же, но появились новые цифровые обязанности — вас обманули.